Ольга ШЕВЧЕНКО 0 317

Ремесло роскоши. Эмальеру Елене Сахаровой помогают силы огня

В одном из старинных домов на Пушкарской улице Владимира живут крылатые существа – то ли Феи, то ли Ангелы. Забавные такие, улыбчивые,...

Фото: Алены Ручан

- Именно такими я их себе нафантазировала, - говорит автор этих работ Елена Сахарова. - На то они и фантастические существа! Ведь никто не знает, как они выглядят на самом деле. Это как детство, как состояние гармонии и счастья. Мы можем его только ощущать, причем сиюминутно. Не зря говорят, что смысл жизни не в том, чтобы искать смысл, а чтобы жить. 

Все, что сердцу мило

Мы познакомились с Еленой в Центре изобразительного искусства на выставке «Фейные сказки», где она представила свои произведения, выполненные в технике горячей эмали. Елена - один из немногих в стране и единственный в городе художник-эмальер и керамист, участник многих российских и международных выставок, форумов, симпозиумов. Как не побывать в гостях у такого мастера?

  Фото: Алены Ручан

 

В мастерской глаза разбегаются. Здесь все, что дорого художнику: нехитрые сюжеты из детства - бабушка с внучкой, крепко держась за руки, идут по дороге к храму, а вокруг цветут сады, стаи птиц взвиваются в небо. Птицы, словно Ангелы, повсюду, как Дух Божий, как вестники добра. А вот пейзажи Владимира (визитная карточка Сахаровой): церквушки, колоколенки, улочки. Такие знакомые - кажется, бывал здесь не раз - и в то же время особенные, придуманные. О таких говорят - выполнены в своеобразной манере. Да, у эмальера Елены Сахаровой свой стиль. Побывав во многих странах мира, она не изменила ему и по-прежнему считает, что русскому сердцу нет ничего милее природы Центральной России.

Вечное волшебство

Елена виртуозно владеет техникой горячей эмали. И это притом, что, по ее собственному признанию, она не изобретает велосипед, а лишь следует традициям. И, конечно же, страстно и трепетно пропагандирует любимый вид искусства, или ремесло роскоши, как его еще называют.

 

Досье
Эмальер и керамист Елена САХАРОВА родилась во Владимире в 1972 году. В 1999 году закончила художественно-графический факультет ВГПИ. Сразу же после окончания университета начала выставочную деятельность.
Работы художника находятся в музее эмали города Кечкемета (Венгрия), Международном творческом центре «Эмалис» города Ярославля, Переславль-Залесском Государственном музее-запо-
веднике, Museo dei cuchi (Италия), в Государственном му-
зее-галерее Евтушенко в Переделкино, в Музее прикладого искусства художественно-промышленной академии им. Штиглица (Санкт-Петербург), в Центре ИЗО города Владимира, в галереях и частных коллекциях России, США, Европы. С 2000 года Сахарова – член Союза художников России.

 

- Эмаль зародилась в Древнем Египте, достигла расцвета в Византии и после некоторого периода забвения вновь ожила в эпоху модерна в знаменитых ювелирных изделиях Фаберже, - рассказывает моя собеседница. – Техника поистине волшебная. Произведения, созданные тысячу лет назад, и сегодня не утратили ни цвета, ни формы. Чего не скажешь, например, о живописных полотнах, на которых со временем осыпаются краски, а холсты деформируются, доставляя реставраторам немало хлопот. И только горячая эмаль дает произведениям вечную жизнь.

А происходит это так. Эмаль – особый сплав стекла с окислами металла. Множество скляночек с этим чудесным веществом таится в недрах мастерской Елены Сахаровой. Это либо густая, тянущаяся масса, либо порошки, либо кристаллы, которые еще необходимо превратить в порошки при помощи обычной ступки и пестика. Представляю, сколько времени и сил на это уходит. А ведь нужно еще медные пластины изготовить. Потому что именно на них эмалевыми красками наносят роспись. Бывает, что до 30 раз! И после каждого слоя пластину обжигают в печи при температуре 850 градусов. Печи для обжига стоят в подвальном помещении дома. Мы спустились и туда. На наших глазах под воздействием высокой температуры цветная эмалевая масса растеклась по поверхности медного листа, и первоначальный рисунок преобразился.

- Конечный результат порой не совпадает с моим замыслом и эскизом, но всегда поражает оригинальностью, - говорит Елена. – Непредсказуемость, тайна и, конечно же, сам процесс творчества, в котором я испытываю состояние умиротворенности, покоя, ощущаю гармонию с окружающим миром, – вот что привлекает меня в горячей эмали.

На роду написано

Этим рожденным огнем искусством Сахарова заболела несколько лет назад, освоив сначала керамику. С глиной познакомилась еще в детстве на уроках владимирского скульптора Лаптева в детской художественной школе. Ощущения от прикосновения к этому природному материалу, его тепло и податливость оставили яркие впечатления в душе девчонки. Ну и гены, безусловно, сыграли свою роль – дедушка Елены был рисовальщиком от Бога.

 

Фото: Алены Ручан

 

И все же не сразу она решилась связать свой жизненный путь с искусством. После школы окончила машиностроительный техникум, работала и одновременно трижды поступала учиться «на художника» в московские и питерские вузы. В результате остановилась на художественно-графическом факультете Владимирского пединститута. И вот, наконец, нашла свое место в жизни, свою нишу, в которой ей всегда уютно и комфортно. Считается, что профессия эмальер, как и само слово французского происхождения, - не женское. Отчасти так и есть. Немало физических сил требует, к примеру, подготовительный этап - погнуть и разрезать лист меди, выпрямить его, придать форму с помощью инструментов. Одних только молотков различных размеров и конфигураций в доме десятка два. Это же незаживающие раны на руках и никакого маникюра! С другой стороны, разве не извечная женская тема – украшать свое жилище и себя, любимую?

Ювелирная точность

Кстати, об украшениях. В технике горячей эмали Елена освоила также изготовление ювелирных изделий (по-русски «эмаль» звучит как «финифть»). Когда она выложила передо мной авторские наборы из сережек, подвесок, бус, браслетов, оберегов, я в буквальном смысле слова оцепенела от восторга. Так бы и пропала тут, если бы не служебный долг. Надо же описать эту красоту! В голове роем пронеслись: выразительный, фактурный, причудливый и масса других эпитетов. И тут Елена раскрыла еще один секрет - эмаль любит свет. При разном освещении она ведет себя по-разному, меняя оттенки цвета и создавая настроение. Все-таки не случайно горячую эмаль называют элитарным видом искусства – она не имеет широкого применения и, что называется, на любителя.

- Это же так интересно, а главное – бесконечно! – добавила Елена. – Все время нахожусь в процессе познания и совершенствования - я не волшебник, я просто учусь! Родные стены, силы природы и огня помогают. Ну и врожденная усидчивость, наверное. Без этого важного качества характера трудно достичь результата – такое уж кропотливое мое занятие. На одну работу я могу потратить с неделю, а на рождение иной уходит больше года.

Впечатление такое, что все у Елены красиво да гладко выходит. Оптимизма ей, конечно, не занимать, но бывали и в ее жизни тяжелые времена. И не понаслышке знакомо ей состояние, близкое к депрессии, когда не уверен в себе и кажется, что никому в целом свете не нужен. Время это – перестройка - выпало на юность Елены Сахаровой. Выживала. Как многие, работала в ларьках, позже торговала на улице своей керамикой. Зарабатывала мало. Она и сейчас глубоко убеждена, что в человеке, который больше заботится о том, как выгодней продать свое произведение, настоящий художник попросту умирает.

- Не могу сказать, что эти годы выпали из моей жизни – юность всегда прекрасна, - говорит Елена. – Но к своим нынешним сорока годам я не успела реализовать себя. Значит, многое еще впереди. Учусь от работы к работе, от выставки к выставке.

 

Фото: Алены Ручан

 

Сахарову критикуют. Что ж, не без этого! Но из критических отзывов она извлекает для себя пользу, если, конечно, критик чист сердцем. Елена интуитивно чувствует, в ком кипит зависть, недовольство, а в ком говорит желание помочь, и тогда замечания воспринимает не иначе, как руководство к действию. Как человек, твердо шагающий по жизни своим путем, она не испытывает страха. Лишь боязнь за близких, родных, присуща каждой любящей женщине – дочери, жене, матери.

Соня

В крышке картонной коробки сложены глиняные фигурки, вылепленные и приготовленные для обжига. Это Сонечка, десятилетняя дочка Елены Сахаровой потрудилась. Будущий керамист, эмальер? Возможно.

- Одно желание - чтоб дочь была счастлива, а какой она пойдет дорогой - ей решать, - говорит Елена. - Лепить из глины Соня начала три года назад, а карандаш в руки взяла еще раньше. Я рисую, леплю, и Соня рядом. Вместе придумываем забавные истории и переносим их на бумагу или воплощаем в глине. Так и общаемся на языке образов. Многие мамы сажают ребенка перед телевизором или компьютером, чтобы не мешал, а я считаю такое «воспитание» губительным.

Сейчас Соня занимается в студии «Форма» при Доме творчества юных у педагога Ольги Павловой, ходит в секцию кудо, учится в гуманитарной школе. Словом, гармоничная личность растет. Главное, старается больше знать и до конца доводить любое начатое дело. Как мама.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как получить пенсию на почте?
  2. Когда снесут дом-«пулю» в Иванове?
  3. Как узнать о пенсионных накоплениях?

Самое интересное в регионах