Ольга ШЕВЧЕНКО 0 331

Ремесло роскоши. Эмальеру Елене Сахаровой помогают силы огня

В одном из старинных домов на Пушкарской улице Владимира живут крылатые существа – то ли Феи, то ли Ангелы. Забавные такие, улыбчивые,...

Фото: Алены Ручан

- Именно такими я их себе нафантазировала, - говорит автор этих работ Елена Сахарова. - На то они и фантастические существа! Ведь никто не знает, как они выглядят на самом деле. Это как детство, как состояние гармонии и счастья. Мы можем его только ощущать, причем сиюминутно. Не зря говорят, что смысл жизни не в том, чтобы искать смысл, а чтобы жить. 

Все, что сердцу мило

Мы познакомились с Еленой в Центре изобразительного искусства на выставке «Фейные сказки», где она представила свои произведения, выполненные в технике горячей эмали. Елена - один из немногих в стране и единственный в городе художник-эмальер и керамист, участник многих российских и международных выставок, форумов, симпозиумов. Как не побывать в гостях у такого мастера?

  Фото: Алены Ручан

 

В мастерской глаза разбегаются. Здесь все, что дорого художнику: нехитрые сюжеты из детства - бабушка с внучкой, крепко держась за руки, идут по дороге к храму, а вокруг цветут сады, стаи птиц взвиваются в небо. Птицы, словно Ангелы, повсюду, как Дух Божий, как вестники добра. А вот пейзажи Владимира (визитная карточка Сахаровой): церквушки, колоколенки, улочки. Такие знакомые - кажется, бывал здесь не раз - и в то же время особенные, придуманные. О таких говорят - выполнены в своеобразной манере. Да, у эмальера Елены Сахаровой свой стиль. Побывав во многих странах мира, она не изменила ему и по-прежнему считает, что русскому сердцу нет ничего милее природы Центральной России.

Вечное волшебство

Елена виртуозно владеет техникой горячей эмали. И это притом, что, по ее собственному признанию, она не изобретает велосипед, а лишь следует традициям. И, конечно же, страстно и трепетно пропагандирует любимый вид искусства, или ремесло роскоши, как его еще называют.

 

Досье
Эмальер и керамист Елена САХАРОВА родилась во Владимире в 1972 году. В 1999 году закончила художественно-графический факультет ВГПИ. Сразу же после окончания университета начала выставочную деятельность.

Работы художника находятся в музее эмали города Кечкемета (Венгрия), Международном творческом центре «Эмалис» города Ярославля, Переславль-Залесском Государственном музее-запо-

веднике, Museo dei cuchi (Италия), в Государственном му-

зее-галерее Евтушенко в Переделкино, в Музее прикладого искусства художественно-промышленной академии им. Штиглица (Санкт-Петербург), в Центре ИЗО города Владимира, в галереях и частных коллекциях России, США, Европы. С 2000 года Сахарова – член Союза художников России.

 

- Эмаль зародилась в Древнем Египте, достигла расцвета в Византии и после некоторого периода забвения вновь ожила в эпоху модерна в знаменитых ювелирных изделиях Фаберже, - рассказывает моя собеседница. – Техника поистине волшебная. Произведения, созданные тысячу лет назад, и сегодня не утратили ни цвета, ни формы. Чего не скажешь, например, о живописных полотнах, на которых со временем осыпаются краски, а холсты деформируются, доставляя реставраторам немало хлопот. И только горячая эмаль дает произведениям вечную жизнь.

А происходит это так. Эмаль – особый сплав стекла с окислами металла. Множество скляночек с этим чудесным веществом таится в недрах мастерской Елены Сахаровой. Это либо густая, тянущаяся масса, либо порошки, либо кристаллы, которые еще необходимо превратить в порошки при помощи обычной ступки и пестика. Представляю, сколько времени и сил на это уходит. А ведь нужно еще медные пластины изготовить. Потому что именно на них эмалевыми красками наносят роспись. Бывает, что до 30 раз! И после каждого слоя пластину обжигают в печи при температуре 850 градусов. Печи для обжига стоят в подвальном помещении дома. Мы спустились и туда. На наших глазах под воздействием высокой температуры цветная эмалевая масса растеклась по поверхности медного листа, и первоначальный рисунок преобразился.

- Конечный результат порой не совпадает с моим замыслом и эскизом, но всегда поражает оригинальностью, - говорит Елена. – Непредсказуемость, тайна и, конечно же, сам процесс творчества, в котором я испытываю состояние умиротворенности, покоя, ощущаю гармонию с окружающим миром, – вот что привлекает меня в горячей эмали.

На роду написано

Этим рожденным огнем искусством Сахарова заболела несколько лет назад, освоив сначала керамику. С глиной познакомилась еще в детстве на уроках владимирского скульптора Лаптева в детской художественной школе. Ощущения от прикосновения к этому природному материалу, его тепло и податливость оставили яркие впечатления в душе девчонки. Ну и гены, безусловно, сыграли свою роль – дедушка Елены был рисовальщиком от Бога.

 

Фото: Алены Ручан

 

И все же не сразу она решилась связать свой жизненный путь с искусством. После школы окончила машиностроительный техникум, работала и одновременно трижды поступала учиться «на художника» в московские и питерские вузы. В результате остановилась на художественно-графическом факультете Владимирского пединститута. И вот, наконец, нашла свое место в жизни, свою нишу, в которой ей всегда уютно и комфортно. Считается, что профессия эмальер, как и само слово французского происхождения, - не женское. Отчасти так и есть. Немало физических сил требует, к примеру, подготовительный этап - погнуть и разрезать лист меди, выпрямить его, придать форму с помощью инструментов. Одних только молотков различных размеров и конфигураций в доме десятка два. Это же незаживающие раны на руках и никакого маникюра! С другой стороны, разве не извечная женская тема – украшать свое жилище и себя, любимую?

Ювелирная точность

Кстати, об украшениях. В технике горячей эмали Елена освоила также изготовление ювелирных изделий (по-русски «эмаль» звучит как «финифть»). Когда она выложила передо мной авторские наборы из сережек, подвесок, бус, браслетов, оберегов, я в буквальном смысле слова оцепенела от восторга. Так бы и пропала тут, если бы не служебный долг. Надо же описать эту красоту! В голове роем пронеслись: выразительный, фактурный, причудливый и масса других эпитетов. И тут Елена раскрыла еще один секрет - эмаль любит свет. При разном освещении она ведет себя по-разному, меняя оттенки цвета и создавая настроение. Все-таки не случайно горячую эмаль называют элитарным видом искусства – она не имеет широкого применения и, что называется, на любителя.

- Это же так интересно, а главное – бесконечно! – добавила Елена. – Все время нахожусь в процессе познания и совершенствования - я не волшебник, я просто учусь! Родные стены, силы природы и огня помогают. Ну и врожденная усидчивость, наверное. Без этого важного качества характера трудно достичь результата – такое уж кропотливое мое занятие. На одну работу я могу потратить с неделю, а на рождение иной уходит больше года.

Впечатление такое, что все у Елены красиво да гладко выходит. Оптимизма ей, конечно, не занимать, но бывали и в ее жизни тяжелые времена. И не понаслышке знакомо ей состояние, близкое к депрессии, когда не уверен в себе и кажется, что никому в целом свете не нужен. Время это – перестройка - выпало на юность Елены Сахаровой. Выживала. Как многие, работала в ларьках, позже торговала на улице своей керамикой. Зарабатывала мало. Она и сейчас глубоко убеждена, что в человеке, который больше заботится о том, как выгодней продать свое произведение, настоящий художник попросту умирает.

- Не могу сказать, что эти годы выпали из моей жизни – юность всегда прекрасна, - говорит Елена. – Но к своим нынешним сорока годам я не успела реализовать себя. Значит, многое еще впереди. Учусь от работы к работе, от выставки к выставке.

 

Фото: Алены Ручан

 

Сахарову критикуют. Что ж, не без этого! Но из критических отзывов она извлекает для себя пользу, если, конечно, критик чист сердцем. Елена интуитивно чувствует, в ком кипит зависть, недовольство, а в ком говорит желание помочь, и тогда замечания воспринимает не иначе, как руководство к действию. Как человек, твердо шагающий по жизни своим путем, она не испытывает страха. Лишь боязнь за близких, родных, присуща каждой любящей женщине – дочери, жене, матери.

Соня

В крышке картонной коробки сложены глиняные фигурки, вылепленные и приготовленные для обжига. Это Сонечка, десятилетняя дочка Елены Сахаровой потрудилась. Будущий керамист, эмальер? Возможно.

- Одно желание - чтоб дочь была счастлива, а какой она пойдет дорогой - ей решать, - говорит Елена. - Лепить из глины Соня начала три года назад, а карандаш в руки взяла еще раньше. Я рисую, леплю, и Соня рядом. Вместе придумываем забавные истории и переносим их на бумагу или воплощаем в глине. Так и общаемся на языке образов. Многие мамы сажают ребенка перед телевизором или компьютером, чтобы не мешал, а я считаю такое «воспитание» губительным.

Сейчас Соня занимается в студии «Форма» при Доме творчества юных у педагога Ольги Павловой, ходит в секцию кудо, учится в гуманитарной школе. Словом, гармоничная личность растет. Главное, старается больше знать и до конца доводить любое начатое дело. Как мама.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Самое интересное в регионах