aif.ru counter
56

Владимирцам покажут золотные ризы икон

Две иконы Божией Матери XIX - XX веков будут представлены в Суздале

Владимир, 17 января - АиФ-Владимир.

Две иконы Божией Матери XIX - XX веков из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника, богато украшенные драгоценным «одеянием», будут представлены в Суздале, в Спасо-Евфимиевом монастыре, в экспозиции «Золотая кладовая: русское декоративно-прикладное искусство XI – начала XX в.», с 22 января по 9 апреля 2019 г.  Выставка расскажет о традиции русского благочестия, когда икона (в особенности, Божией Матери) облекалась в оклад – ризу. В XVIII–XIX столетиях сплошной металлический или шитый оклад закрывал всю поверхность живописного образа за исключением ликов и рук.

Декорировали ризу так называемыми «золотными нитями» – тонкими золочёными проволочками, скрученными с шёлком. Шитье выполнялось «в прикреп»: металлические нити накладывались на ткань и прикреплялись шелковыми стежками – так создавался узор. В работе использовались различные виды золотных нитей: бить – тонкие ленточки из расплющенной проволоки, и блёстки – плоские кружочки. На ризу нанизывали жемчуг, бусины из перламутра и коралла, цветные стёкла, серебряные запоны-нашивки. Венцы – им уделялось особое внимание – украшали сложным растительным узором или «сиянием» в виде лучей. Для создания объёмных складок на одеждах использовались подложки из ваты.

Вышивание золотом и серебром было характерно для монастырских мастерских. Две представленные на выставке иконы в ризах связаны с Суздальским Ризоположенским монастырём, в котором на рубеже XIX–XX веков активно развивалось искусство золотного шитья.

Образ «Богоматерь Тихвинская» закрыт золотной ризой с рельефным узором по краям, венцы декорированы лилиями-кринами, каймы одежд украшены кораллами. Именующие надписи – вышиты мелким жемчугом.

Икона «Богоматерь Знамение» хранилась в семье суздальцев Чичериных. Первоначально она была украшена серебряным окладом, который в начале 1920-х годов пришлось семье продать, а для иконы заказать шитую ризу. Работу выполнила суздальская мастерица Елизавета Ивановна Ершова (1885–1975), которая в юности была послушницей Ризоположенского монастыря, где и обучилась золотному шитью. Убор иконы дополнен жемчугом, перламутром, прозрачными и цветными гранёными стеклами. Серебряные золочёные детали (венец и цата Христа) происходят от более древнего произведения. Тем интереснее этот образец, сотворенный местными мастерицами, потому что он исполнен в то время, когда искусство золотного шитья уже угасало, не имея распространения.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество