aif.ru counter
Татьяна БАЛАНЦЕВА 0 83

Кино для денег и души. Профи - о российском кино и воспитании зрителя

Ивановский сценарист, продюсер, редактор, член Союза кинематографистов РФ Сергей Клюхин считает, что люди реже ходят в кинотеатры, но чаще снимают свои фильмы.

Воспитание вкуса

Татьяна Баланцева, vlad.aif.ru: - Сергей Владимирович, 27 августа - День российского кино. Праздник тех, кто кино делает, и тех, кто его смотрит. Кто он, современный зритель? И за каким кино будущее?

Сергей Клюхин: - Будущее, конечно, за интересным и разным кино. Раньше было распределение: кино - это то, что сделано на кинопленке, а видео - то, что сделано в электронном виде. Сейчас такой разницы нет. Прекрасные фильмы снимают в «цифре». Конечно, есть и плёнка. Но она всё больше становится экзотикой. А зрители… Каждый ищет своё кино. Я люблю детективы, детские фильмы, потому что сам работаю в детском кинематографе, документальные и научно-популярные фильмы. То есть жанровое кино. А кто-то обожает авторское кино. На вкус и цвет, как известно…

Т.Б.: - Но ведь вкус можно воспитать?

С.К.: - Согласен. Но здесь есть серьёзная проблема. О ней мы говорим уже много лет, но подвижек почти нет. Сейчас дети почти не читают, хотя уроки литературы никто не отменял. При этом все сталкиваются с экранным искусством (кино, телепроекты). Но экранное искусство в школе, во всяком случае, в России, не изучают вообще. Даже факультативно. Между тем, это аудиовизуальный продукт. И чтобы дети разбирались, качественный он или нет, они должны видеть хорошие образцы. Конечно, важную миссию в этом деле нужно возложить на школу. В Канаде, например, в нескольких штатах США и других странах это не факультативный, а основной школьный предмет. Дети изучают кино. 

Т.Б.: - А что вы порекомендуете посмотреть юному зрителю?

С.К.: - Современного детского кинематографа практически нет. Это беда нашего проката. Огромный «поклон» за это депутатам, которые в своё время запретили показ рекламы в детских передачах и фильмах. Это был самый мощный удар по детскому кинематографу, который только можно было нанести. Телеканалы сейчас не заинтересованы в приобретении детских фильмов, ведь там нельзя размещать рекламу. Поэтому смотрите старые фильмы отечественного кино и импортные фильмы производства Скандинавии и Америки. В США, к слову, производят очень много хороших фильмов даже в стиле советского кинематографа. Не знаю, похвала это или ругательство. Но нужно учесть такую тенденцию: сейчас идёт смена носителя. Кино уходит с плёнки. А место просмотра из кинотеатра перемещается домой. В США лучшие режиссёрские кадры работают в кабельном телевидении. Выпускают продукт не для кинозалов, а для индивидуального просмотра. Психология восприятия меняется. Я сам долгое время очень любил ходить в кино. Но сейчас это делаю крайне редко, в первую очередь, потому, что репертуар не устраивает и не привлекает меня. Во-вторых, сейчас увеличилось качество техники, и хороший телеэкран можно поставить дома. Да и продукт уже начинают делать в расчёте на домашний кинотеатр.

Балаганное зрелище

Т.Б.: - Помните, раньше парень знакомился с девушкой и приглашал её в кино. Это считалось правилом хорошего тона. А сейчас зовёт в кафе, в боулинг. Возможно, как и вам, многим не нравится предложенный репертуар. 

С.К.: - Кинотеатры закупают блокбастеры, которые соберут кассу. Когда-то кино было балаганным зрелищем, его показывали на ярмарках. И сейчас кинотеатры становятся зрелищем балаганным - в хорошем смысле слова. Приходишь сюда, чтобы насладиться спецэффектами, которых ты не можешь получить дома. Здесь другое восприятие, ощущения. А если хочешь посмотреть драму, то можешь это спокойно сделать дома, у компьютера. Это не хорошо и не плохо. Это естественный процесс. Что касается репертуара в наших кинотеатрах, то мы действительно вынуждены смотреть то, что нам предлагают. Но ведь сфера кинематографа не ограничивается только кинозалом. Это всего лишь одна из площадок. Есть ещё телевидение, интернет.

Т.Б.: - В интернете и вправду есть всё! Выбирай, смотри, что душе угодно. 

С.К.: - Интернет имеет одну отличительную особенность от телевидения: мы ищем и смотрим что-то конкретное. То, что нам надо. Но здесь может быть то, что нам действительно необходимо. Просто мы об этом не знаем. Поэтому не ищем это и найти в принципе не можем: интернет слишком большой. А потоковое телевещание позволяет познакомиться с тем, о чём мы даже не подозреваем. Потому что нам отбирают этот продукт, ориентируясь на рекомендации экспертов. В интернете же кинопродукты отбираем мы сами либо нам советует окружение. А это очень субъективно. Я вижу очень серьёзную проблему, связанную с глобальной паутиной: люди ушли в социальные сети. Опасность в том, что ты выстраиваешь свой мир. Принимаешь то, что нравится. Что не нравится, то отторгаешь. И рано или поздно оказываешься в узком, созданном тобой мире, где одна и та же философия, где абсолютно нет критики. Между тем, кино - это новая реальность. Её создают другие люди. Это очень интересно. Смотрите, «пробуйте» на вкус и наслаждайтесь.

Сам себе режиссёр

Т.Б.: - Сергей Владимирович, как вы относитесь к тому, что сегодня многие снимают свои фильмы и размещают их на интернет-площадках?

С.К.: - Положительно! Сейчас столько возможностей! Люди снимают полнометражные игровые фильмы на смартфоны, причём прекрасного качества. Выкладывают в интернет, и они собирают миллионы просмотров! YouTube - та же самая площадка, как и кинотеатр. Разницы никакой, за исключением построения кадров, качества звука. Но это технический вопрос. Если у вас есть история, которая может «зацепить» кого-то, то этот кто-то не заметит, что вы как режиссёр и оператор допустили огрехи или недоработки. Будет смотреть и радоваться. Помню, когда вышел первый вариант фильма «Папа, не горюй», там был безумно плохой звук. Но когда фильм вышел, это было событие! Поэтому если у вас есть истории, обязательно снимайте. И присылайте нам, на Ивановское общественное телевидение.

Досье
Сергей Клюхин. Сценарист, продюсер, редактор, член Союза кинематографистов РФ, член Гильдии кинодраматургов. Родился 24 августа 1962 года во Владимирской области. Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии по специальности «Кинодраматург». Кандидат психологических наук. Главный редактор негосударственного телевизионного канала «Ивановское общественное телевидение».

Т.Б.: - Расскажите, пожалуйста, подробнее. 

С.К.: - По субботам на одном из кабельных каналов мы показываем самое разное, но всегда интересное кино: документальное, авторское, добрые детские фильмы. Мы создаём телевидение при поддержке Союза кинематографистов и лично Никиты Михалкова. Нам не хватает именно ивановского кино и историй. Да, раз в месяц качественную и интересную 30-минутную передачу создают ребята из творческой студии при ивановском культпросветучилище. Евгений Борзов снимает превосходные документальные фильмы. Несколько материалов нам прислали любители. Например, мужчина сходил на военно-патриотический фестиваль исторической реконструкции «Кречет» в Ивановском районе и сделал 10-минутный фильм. Его творческую работу, кстати, очень достойную, мы показали нашим телезрителям. Михаил Махов из Пестяков присылает нам материалы по лекарственным травам. Согласитесь: и необычно, и красиво, и с пользой. Пусть в его фильмах есть технические огрехи. Но это не столь важно в данном случае. Поэтому если у вас есть видеопродукция, мы с удовольствием её покажем. У нас ограничения небольшие: кино не должно противоречить Конституции РФ и не должно иметь ограничение 16+, что тоже естественно. Только 0+, для просмотра всеми. И ещё просьба: по времени не больше 15-20 минут. Скажу всем: любите кино. Наслаждайтесь кино. Снимайте кино!   



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество